Что такое рельефная лепка

Что такое рельефная лепка

Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и виды: аппликацию, рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин – материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание – надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание — создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание – придание округлости форме;
  • вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание – оттягивание и заострение одного края;
  • соединение – скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост – значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.
Читайте также:  Наращивание волос на очень короткие волосы фото

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация – с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании картины из пластилина, называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

Ирина Данилова
Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов

Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения.

Педагог Данилова И. П.

Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира по футболу 2018 года в технике «Рельеф».

Цель. Воспитание патриотических чувств к Родине, путем творческой работы с помощью пластилина в технике «Рельеф».

-учить делать рельеф из пластилина на картоне;

-учить осознанно, поэтапно, выполнять задания от начала до конца.

-учить использовать полученные знания о свойствах материала на практике.

-развивать мелкую моторику.

-развивать внимание, аккуратность.

-воспитывать любовь к творческому труду.

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

-воспитывать интерес к истории родного края.

-воспитывать патриотические чувства к Родине.

1) Плакаты с рельефами, барельефами, скульптурами.

2) Плакаты с достопримечательностями Саранска.

3) Слайдшоу «Достопримечательности Саранска».

4) Символы чемпионата по футболу, сувениры.

5) Плакат «Поэтапное выполнение сувенира, в технике рельефа».

6) Образцы из глины, пластилина, мела в технике рельефа.

7) Доска для лепки, шпажка, картонка, пачка пластилина, стека, картон.

8) Стол для выставки с покрывалом, конфеты с рельефным узором.

9) Мячи для физкульт минутки.

10) Приложение 1. Приложение 2.

План занятия:

I. Орг. Момент – 2,5 мин.

II. Актуализация знаний и введение в тему – 10 мин.

III. Сообщение темы занятия. – 1,5 мин.

IV. Объяснение изготовления поделки в форме беседы с детьми. – 5 мин.

V. Физкультминутка. – 2,5 мин.

VI. Краткий инструктаж и практическая работа. – 20 мин.

VII. Анализ детских работ (выставка). – 1,5 мин.

VIII. Итоги занятия. – 3 мин.

Ход занятия:

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. (на столе доска для лепки, пластилин коробка, стека, шпажка, картонка для занятий).

П. (Педагог) Здравствуете, ребята! Рада приветствовать вас, на своем занятии. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поприветствуем их. –Здравствуете. И покажем им, свои знания, дисциплину, инициативность и творческую активность.

II. Актуализация знаний.

П. –Ребята, скажите, любите ли вы город, в котором живете? Вы здесь родились, живете, учитесь. А знаете ли вы, что наш город считается одним из самых чистых городов России? А знаете ли вы, что летом 2018 года в нашем городе будет проходить чемпионат мира по футболу «Fifa 2018»? Знаете ли вы зачем нужен чемпионат? Нужен не только для того чтобы выяснить какая команда сильнее, но и для того чтобы люди разных стран смогли между собой подружиться. К нам приедут много гостей, со всех уголков мира. У них будет возможность изучить культуру нашей страны, нашего города. Это большая честь для нас, участвовать в столь ответственном мероприятии. Давайте представим, что к нам в гости туристы приехали из Африки. Что мы можем показать в нашем городе? Достопримечательности. Какие достопримечательности вы знаете? Это и соборы, храмы, памятники, музеи, природа. (Показывает слайды) Все что у нас есть- это уникально и ни в одной стране такого нет. С собой туристы увезут памятные сувениры. Что может быть сувениром? Это и игрушки из дерева, магнитики из гипса, платки вышитые, шкатулки, украшения, тарелки расписные и т. д. (показывает слайды). На магнитах будут сфотографированные достопримечательности города, символы города (лиса, мордовский орнамент, флаг, герб, символы чемпионата (мяч, кубок, стадион, жар -птица, собака-забивака)

Читайте также:  Татуаж светлых бровей фото до и после

III. Сообщение темы занятия.

П. Тема нашего занятия «Изготовление сувенира к Чемпионату мира по футболу 2018 года в технике «Рельеф»».

П. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Слово образовалось от латинского. relevo «поднимаю». То есть рельеф – это скульптурные изображения, в которых фигуры рельефно выделяются на плоском фоне. На горельефах они выступают более чем на половину объема. На барельефах – намного меньше. Посмотрим, на доске несколько вариантов изображения.

Встречались они на стенах огромных дворцов римлян, греков, в итальянских готических храмах внутри зданий и снаружи. Делали сюжеты с мифологическими героями, людьми, женщинами, животными, природой, архитектурой. Делали рельефы из камней, металла, дерева. В нашей стране рельефом украшали здания, и была мода на рельефные изразцы. Изразцами украшали камины.

Сегодня с вами будем делать работу-сувенир в технике рельефа из пластилина. Для этого нам понадобится пластилин, картон, шпажка, стека, доска для лепки и физкультминутка, чтобы размять наши пальчики и приготовить их для занятий.

П. Так как у нас тема футбола, предлагаю встать и взять с корзинки мячи с иголками и выполнить с ним несколько упражнений.

Молодцы, кладем мячи на место.

VI. Краткий инструктаж и практическая работа.

П. Ребята, напоминаю вам, правила работы с пластилином и инструментами:

1. Аккуратно обращаемся с инструментами-стекой, шпажкой- можно уколоться или пораниться.

2. Пластилин использовать только по назначению- лепить, зубами отщипывать не рекомендуется-можно подавиться.

3. Доска для лепки нужна, чтобы сохранить в чистоте стол и вашу одежду.

П. Приступая к работе, будем придерживаться этапов, которые нарисованы на доске.

1 Этап. Определиться с достопримечательностью, которую, вы бы хотели слепить. Определить необходимые цвета.

2 Этап. Выбрать необходимые цвета для работы и приступить к примазыванию пластилина на картон. Помним- пластилин становится мягким от тепла рук, поэтому отщипываем маленькие кусочки, что ускорит и облегчит процесс работы.

3 Этап. Шпажкой на пластилиновой поверхности рисуем свой эскиз.

4 Этап. Налепливаем объем пластилином на процарапанный эскиз. Чтобы облегчить себе задачу, применяем прием раскатывания жгутов, шаров, конуса. Используем стеку, чтобы выравнивать края своего изделия. (Приложение 1)

5 Этап. Необходимо подписать свое изделие шпажкой, чтобы было понятно, что это за город. Напишите шпажкой: Саранск.

VII.Анализ детских работ (выставка).

П. Вот и завершили мы работу над сувениром. Чтобы интересно было бы посмотреть на работы со стороны и познакомить с ними наших гостей, расположим их красиво на столе. Расскажите кто- нибудь о своей работе. Что за достопримечательность на ней изображена? Почему именно ее ты изобразил?

VII. Итоги занятия.

П. Подведем итоги занятия.

1. Какая тема сегодняшнего занятия?

2. Что мы с вами делали?

3. В какой технике?

4. Что такое рельеф?

Работу, которую вы сегодня сделали из пластилина, на следующих занятиях можно будет сделать из глины или теста, можно будет сделать гипсовую заливку, что позволит готовый сувенир, повесить на стену. А чтобы получившаяся работа из пластилина не испортилась временем, после перерыва мы ее покрасим прозрачным акриловым лаком.

Хочется сказать, что рельефные изображения можно встретить и на монетах, украшениях, одежде, мебели, на еде. Да, люди научились делать с помощью специальных силиконовых, железных форм, рельеф на конфетах, печеньях. А что бы в этом убедились сами, я вас угощу такими конфетами.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Яблоко для ежика» Лепка «Яблоко для ежика» Цели: Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Учить собирать целое из.

Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов) Тема открытого занятия: «Я и моя семья» (для учащихся 1-2 классов) Цели и задачи: 1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3 и 4 классов «День добра» Конспект мероприятия на тему «День добра» Составитель воспитатель группы продленного дня Солина А. С. Чебоксары.

Конспект занятия «Виды транспорта» для учащихся 1–2 классов Конспект занятия на тему: «Виды транспорта» для учащихся 1-2 классов Цель: познакомить учащихся с различными видами транспорта и научить.

Конспект занятия по лепке из пластилина для детей первой младшей группы «Угощение для Мишки» Цель: Формирование интереса к работе с пластилином. Задачи: Образовательная: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Конспект занятия по теме «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» План-конспект занятия На тему «Развитие навыков позитивной коммуникации у учащихся первых классов» Цель — приобретение учащимися конструктивных.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Разноцветные шары» для детей раннего возраста Цель: закреплять приёмы раскатывания пластилина между ладонями. Задачи: • прививать интерес к изобразительной деятельности; • учить различать.

План-конспект занятия педагога-психолога с элементами тренинга для учащихся старших классов План-конспект занятия с элементами тренинга для учащихся старших классов. Педагога-психолога: Лопата Ольги Васильевны Цель занятия заключается.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Под рождественской звездой» Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «ПОД РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ» Подготовил: Кл. руководитель Шмакова Е. Н..

Конспект занятия для учащихся 8–11 классов «Творческие методы в работе журналистов» Тема занятия: «Творческие методы в работе журналистов». Цель: — образовательная: познакомить подростков с понятиями «журналист», с умениями.

Читайте также:  Лунный камень для львов женщин

Расширение знаний о выразительных средствах разновидности скульптурного изображения — рельефа

Скачать:

Вложение Размер
veselev_v.f._konspekt_uroka._lepka_relefa.docx 511.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по МДК. 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

ТЕМА: «ЛЕПКА РЕЛЬЕФА»

Весельев Владимир Федорович

Урок «открытия» новых знаний

Расширение знаний о выразительных средствах скульптурного изображения – рельефа, о видах рельефных изображений; формирование творческих способностей в изобразительной деятельности, умения в сотрудничестве с одногруппниками и педагогом добывать необходимые знания, работая в малых группах; развитие эстетического восприятия.

  • актуализируют имеющиеся знания о видах скульптуры;
  • познакомятся с видами рельефных изображений (барельеф, горельеф, контррельеф);
  • освоят способ выполнения пластины для лепки рельефа и приемы лепки: налеп, выбирание пластилина стекой, процарапывание;
  • выполнят творческую композицию контррельефа на самостоятельно выбранную тему.

  • формируют эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, человеком в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиций творческих задач изучаемой темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • осознанно стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • осуществляют поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;
  • овладеют умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • работать по предложенному алгоритму действий;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • сотрудничать при работе в группах, определять общую цель и пути её достижения, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • осваивать навыки общения, аргументации своих замыслов.

Для преподавателя: презентация по теме урока, компьютер, интерактивная доска Smart Board, литература по изобразительному искусству (Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996. Костерин Н.П. Учебное рисование. Просвещение. Выход в Интернет)

Для студентов: пластилин, стеки, подкладные доски.

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Включение в деловой ритм, настрой на творческую деятельность. Проверка готовности к уроку.

Подготовка группы к работе

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

2. Подготовка к активной учебной деятельности. Актуализация знаний. Постановка учебной цели на основе проблемного вопроса

Создаёт проблемную ситуацию. (СЛАЙД 1)

— Посмотрите на слайд и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на экране? (Скульптуры.)

— Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

— О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

— В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде изобразительного искусства, отражена способность передавать реальное изображение жизненных явлений и образов окружающего мира.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и с помощью пластилина проявите свои творческие способности.

А еще мы познакомимся с интересной техникой – сграффито.

Ставят цели, формулируют цель урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы

3. Сообщение нового материала. Моделирование способа открытия нового знания

Но прежде, чем мы будем лепить, попробуем воспользоваться разными источниками для получения информации. Разделимся на группы. В вашем распоряжении Интернет, книги.

Вот ваши задания — ответить на вопросы:

1. Что такое скульптура? Виды скульптуры по передаче объема? Выразительные средства скульптуры.

  1. Что такое рельеф? Виды рельефа.
  2. Что такое сграффито? Где применяется?)

Слово скульптура пришло от латинского слова «высекать».

Древние славяне называли это искусство ваянием. Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее. (СЛАЙД 2)

Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.

Основные виды – барельеф, горельеф, контррельеф.

  • Барельеф — э то рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема. (СЛАЙД 3)
  • Горельеф — это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. (СЛАЙД 4)
  • Контррельеф — это рельеф углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельефа. (СЛАЙД 5)

Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость.

Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок. (СЛАЙДЫ 6-7)

Таким образом, мы узнали с вами, что рельеф – это скульптурное изваяние.

Итак, мы можем обозначить тему урока и вид деятельности?

Тема урока «Лепка рельефа».

Эта тема встречается в работе с младшими школьниками. Выполнение рельефных изображений очень разнообразно по выбору пластических материалов и техники.

Скажите, можно ли назвать скульптурой изображение из пластилина, глины? (да, они выполнены в реальном объеме, только из мягких, пластичных материалов).

Итак, чтобы выполнить рельеф, что сначала нужно заготовить? (пластину — плоскость, на которую опирается рельеф).

Как вылепить пластину? (вспомнить способ лепки юбки для дымковской барышни).

Чтобы создать выпуклый объем на плоскости, какие приемы лепки можно использовать? (Налеп)

А если делать углубленный рельеф? (процарапывание стекой).

Правильно! Но есть еще прием – это выбирание, выскабливание материала стекой.

— Давайте рассмотрим способы лепки рельефной пластины. (Слайды 9-10)

Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала из пластилина изготавливается пластина толщиной не менее 3-4 мм, затем на нее стекой наносят рисунок , затем по рисунку накладывается лепной орнамент.

Края прочно примазываются к основе.

Рельеф можно выполнить и другим способом: на пластину наносится узор, а лишний пластилин вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью пластины.

Выполняют задания, используя компьютер, энциклопедию, литературу по искусству.

Представляют содержание полученной информации.

Сообщения студентов по подгруппам – результаты поиска информации подкрепляются (или уточняются) изображением на слайде презентации

Ссылка на основную публикацию
Что сначала топ или база для ногтей
Разновидность маникюра, которая сегодня называется гель-лак, возникла относительно недавно. Это особое покрытие, способное держаться на ногтях около 3-х недель. Но...
Что надеть для фото на паспорт
Фотографирование на паспорт - это ответственное мероприятие. К нему стоит хорошо подготовиться. В настоящее время вводятся биометрические гражданские и паспорта...
Что надеть на выпускной маме 11 класс
Выпускной бал – событие, необычайно важное для любого школьника, знаменующее собой окончание детства, беззаботной школьной поры и вступление во взрослую...
Что снится к скорым родам
Сонник Скорые роды приснилось, к чему снится во сне Скорые роды? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего...
Adblock detector