Шамбала что это значит

Шамбала что это значит

Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте Калачакра-тантры (Х век), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла [2] [3] .

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э. [4]

В различных учениях

В Теософии Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби [5] [6] [7] , так и Гималаи [8] [9] . Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом [1] .

В трудах Елены Блаватской

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым Островом, расположенным в центральной Азии [1] , или как «Священный Остров в пустыне Гоби» [5] . Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли свое прибежище [1] . Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рожден грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на Белом Коне, Христос [8] . Однако идея Шамбалы играет в Тайной Доктрине определённо малую роль [1] .

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой Ложей Гималайских Адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой Ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В трудах Алисы Бейли

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого Братства в Шамбалу и не считала её как физически существующее место, а скорее как нематериальный город [1] :

Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый Остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьет эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана [6] .

В других случаях понятие Шамбалы Алисой Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении: [1]

Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами Планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре [10] , а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа» [11] .

В учении Николая и Елены Рерих

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение [1] . Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского [12] [13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение [14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы [14] .

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо [15] .

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий» [16] . Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями [16] .

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в связи с понятием века, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью [17] .

Читайте также:  К чему снятся осколки стекла в руке

Иные представления о Шамбале

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии [18] .

Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

Чаще всего люди задаются вопросом, что такое Шамбала, столкнувшись с этим понятием в разнообразных художественных произведениях, особенно если они связаны с мифологией Тибета. В целом, это достаточно обширная концепция, которая по-своему раскрывается в разнообразных культурах.

В классическом понимании Шамбала представляет собой особую мифическую страну, которая с древних времен упоминается во множестве текстов. В связи с многочисленными вариациями, трудно сказать, к какой именно территории она относится. Иногда Шамбала воспринимается как часть Тибета, а иногда – один из окрестных регионов Азии.

Шамбала – что это такое?

Помимо своего самого распространенного значения, Шамбала – это также народ группы банту. В неё входит более четырехсот этнических групп, которые расселены по Африке. Народ Шамбала, который также называется шамбаа, самбаа или васамбаа, расположился на северо-восточной стороне Объединенной Республики Танзании.

Всего насчитывается чуть больше 840 тысяч человек, относящихся к этой этнической группе. Они имеют собственный язык, название которого аналогично названию народа.

Отличительные черты народа:

  • Шамбала промышляют созданием статуэток из древесины или глины, которые активно применяются во время разнообразных церемоний, связанных с религией.
  • Для них также характерно и другое занятие – подсечно-огневое земледелие. Это достаточно примитивный вариант обработки лесной зоны. Он основывается на выжигании леса, после чего на освободившейся земле высаживают разнообразные культурные растения. Если в такой зоне около десяти-двадцати лет никто ничего не выращивал, то урожай получается очень обильным.
  • Значительное влияние на стиль жизни данного народа оказала другая, немало известная группа банту, Суахили.
  • Представители Шамбала проживают крупными семьями в общинах с развитыми матрилинейными родами.
  • Несмотря на то, что для них обычен патрилокальный брак, являющийся признаком перехода к моногамии, для данного народа характерна и полигиния.

Существует ещё несколько значений слова Шамбала, которые стоит упомянуть. Во-первых, так называется город в одной из провинций Сычуань. Во-вторых, в аюр-ведической медицине так называют пажитник сенной. Наконец, одна из российских сект называет себя Ашрам Шамбала, а у буддистов существует организация Буддизм Шамбалы.

Представления о Шамбале

Начальные концепции Шамбалы как нереальной страны образовались в классическом индуизме. Они имели прямую связь с созданием древнеиндийского произведения под названием Махабхарата, где рассматривалось рождение одного из индуистских мессий, десятого аватара Вишну по имение Калки.

Со временем в буддизме сформировалось новое направление, которое возымело такое же сильное значение, как и хинаяна. Это махаяна, и в нём концепция Шамбалы была значительно переосмыслена. Существует и ещё более современный вариант восприятия. С точки зрения эзотерических традиций, вопрос разбирала философ и спиритуалист Елена Петровна Блаватская.

Распространенное представление о Шамбале:

  • Согласно Махабхарату, Шамбала (в данном варианте – Самбхала) – это мифическое поселение, концепция которого была дополнена буддийскими школами и их философией. Изначально располагалось в ведической брахманической Индии.
  • Под их влиянием поселение Самбхала превратилось в страну Шамбала, под руководством короля Сучандра.
  • В этом варианте местность располагается в Тибете, так как там нет варново-кастовой системы деления.

С учетом особенностей описанной Шамбалы, можно предположить, что она находится в регионе, включающим в себя Пятиречье ведийское, под названием Семиречье, Саптасиндхава или Семиречье ведийское.

Буддийское учение

Согласно тибетским традициям, Калачакра-тантра является вершиной учения в тантрическом направлении буддизма под названием Ваджраяна. В этой тантре также упоминается Шамбала. Считается, что этот вариант сохранился ещё с того времени, как царь Сучандра получил от Будды Шакьямуни учение Калачакры.

Однако имеется и ещё одна легенда:

  • В данной версии Шамбала располагается где-то на территории западной Азии.
  • Её правитель лишь выезжал в Индию для того, чтобы получить те знания.
  • Согласно данной легенде, впоследствии на территории напали мусульмане, из-за чего Шамбалу больше никто не может увидеть.
  • Лишь те, чьё сердце абсолютно чистое, способны отыскать путь к мифической стране.

Эта же легенда имеет и пророчество, согласно которому однажды в тех землях состоится великая битва. В таком сражении схлестнутся силы добра и зла. Считается, что это произойдет в период правления двадцать пятого короля, Ригдэна Джапо, поэтому на картинах изображают его поединок с противниками Учения.

Великая битва имеет не столько физическое, сколько духовное значение. Считается, что в ней победит мудрость и духовность, они сразят невежество и косность. Таким образом самоотверженность превзойдет эгоизм. Согласно всё той же легенде, после этой великой битвы настанет новая эра, когда духовность и нравственность рассветут.

В это время придет Пятый Будда, грядущий Учитель человечества по имени Меттея или Майтрея. Он станет истинным правителем Шамбалы, а все предыдущие находятся там лишь для того, чтобы защищать земли от сил зла до прихода нового короля.

Другие концепции

Задуматься о реальности Шамбалы иногда людей заставляет особая древняя карта, выполненная жителями Тибета по ирано-тибетской картографической традиции. Её изучали советский востоковед по имени Бронислав Иванович Кузнецов и советский историк-этнолог, писатель Лев Николаевич Гумилев.

Эти люди известны за следующие суждения:

  • Согласно их интерпретации карты, изображенной в тибетско-шаншунгском словаре, на неё была нанесена реальная страна.
  • Они полагали, что карта создавалась во времена Селевкидов, династии, которую образовал Александр Македонский в 321 году до нашей эры.
  • Считается, что он изобразил здесь период господства Сирии, начавшийся из-за македонских завоевателей.
Читайте также:  Ногти нежные цвета красивые фото

Именно эти слова и отражены, согласно данным исследователям, в названии местности Шамбала. Дело в том, что Сирия на персидском языке произносится как Шам, а если заменить слово господство на верх или поверхность, то это будет «боло». Отсюда и образовался термин Шамбала, обозначающий господство Сирии, которое действительно было в тот временной период.

Своё значение Шамбала приобрела в теософии, теоретическом оккультизме, основанном на мистическом богопознании. Согласно такой концепции, город является местом, где находятся все Великие Учители. Так называют людей, благодаря которым человечество эволюционировало. Согласно данной концепции, мифический город располагается либо в пустыне Гоби, либо в Гималаях.

Современные представления

Современная эзотерика обогатилась знаниями о Шамбале благодаря Елене Петрове Блаватской. Она создала труд, в котором отождествляла город с Белым островом, находящимся в Азии. Согласно данной концепции, в Шамбале проживали последние выжившие с мифического континента в Индийском океане, который затонул, под названием Лемурия.

Другие особенности Шамбалы в данной концепции:

  • Аналогично с философией буддизма, Елена считала, что в землях Шамбалы появится на свет следующий Мессия.
  • Она описывала местность в ряде своих трудов, где она выступала главным органом управления оккультного духовенства, Великой Белой Ложи.
  • Елена Блаватская заявляла, что Шамбала действительно существует на планете, но попасть туда дано далеко не каждому.

После Блаватской вопросом Шамбалы занималась Алиса Бейли. Она тоже связывала город с Белой ложей, но воспринимала его как нечто нематериальное. Согласно мнению Алисы, Шамбала – что-то вроде Сахасрара-чакры у человека, и её суть в том, чтобы создавать базовую жизнь.

Супруги Николай и Елена Рерих активно распространяли буддийскую точку зрения о Шамбале. Они рассказывали о Ригдене-Джапо и других классических аспектах понимания, но Елена была согласна и с мнением Блаватской.

Существует ещё несколько поверий о том, что такое Шамбала:

  • Согласно Агни-Йоге, синкретическом философском учении, Шамбала имеет множество обликов. Её по-своему представляют практически все народы, а корни этого уходят к самым древнейшим Учениям.
  • Если верить буддийскому мастеру медитации по имени Чогьям Трунгпа Ринпоче, то Шамбала существует независимо от человечества, она не относится к чьей-бы то ни было культуре или религии.

Наконец, Шамбалу воспринимают просто как состояние человеческой души. Это некий аналог просветления, позволяющий соединиться с Богом.

Видео

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну [1] . Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской [1] .

Содержание

В Махабхарате [ править | править код ]

Самбхала — мифическая деревня (селение), упоминание о которой впервые появляется в «Махабхарате», древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная книга) в главе 188 (188:90 — 91) «Сказания о беседах Маркандеи»:

«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов».

Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандеи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна, которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой, как известно, буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Возможно, это поселение расположено в Семиречье ведийском, области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением брахманизма.

В буддийском учении Калачакра-тантры [ править | править код ]

Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре (X век н. э.), которая, как утверждают, сохранилась со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдёт великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвящённых Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причём эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла [2] [3] .

Читайте также:  Сказочные персонажи из фетра своими руками

На древних картах [ править | править код ]

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э. [4]

В различных учениях [ править | править код ]

В теософии Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби [5] [6] [7] , так и Гималаи [8] [9] . Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом [1] .

В трудах Елены Блаватской [ править | править код ]

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым островом, расположенным в Центральной Азии [1] , или как «Священный остров в пустыне Гоби» [5] . Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли своё прибежище [1] . Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рождён грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на белом коне, Христос [8] . Однако идея Шамбалы играет в Тайной доктрине определённо малую роль [1] .

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой ложей гималайских адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой ложи и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В трудах Алисы Бейли [ править | править код ]

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого братства в Шамбалу и не считала её физически существующим местом, а скорее нематериальным городом [1] :

Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьёт эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана [6] .

В других случаях понятие Шамбалы Алисы Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении: [1]

Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре [10] , а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа» [11] .

В учении Николая и Елены Рерих [ править | править код ]

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение [1] . Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского [12] [13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение [14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы [14] .

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо [15] .

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней великого знания и света, существующей «с незапамятных времён и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий» [16] .

Так же как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих учителей, которых она также называла Махатмами или Белыми Братьями [16] .

По мнению религиоведа Яблокова И.Н., легендарная Шамбала — это место обитания представителей иерархии — учителей человечества, которая считается твердыней света в книгах Агни Йоги и географическое местонахождение которой не указано, но отмечено, что эта космическая иерархия света противостоит силам тьмы и хаоса, подвластных иерархии сил тьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человечества, внести в нее дезинтеграцию. [17]

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в соответствии с представлениями, господствующими в данное время, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших учений, связанных с Сибирью [18] .

Иные представления о Шамбале [ править | править код ]

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии [19] .

Другая версия [ Чья? ] гласит, что Шамбала — это состояние души, состояние единения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

Ссылка на основную публикацию
Что сначала топ или база для ногтей
Разновидность маникюра, которая сегодня называется гель-лак, возникла относительно недавно. Это особое покрытие, способное держаться на ногтях около 3-х недель. Но...
Что надеть для фото на паспорт
Фотографирование на паспорт - это ответственное мероприятие. К нему стоит хорошо подготовиться. В настоящее время вводятся биометрические гражданские и паспорта...
Что надеть на выпускной маме 11 класс
Выпускной бал – событие, необычайно важное для любого школьника, знаменующее собой окончание детства, беззаботной школьной поры и вступление во взрослую...
Что снится к скорым родам
Сонник Скорые роды приснилось, к чему снится во сне Скорые роды? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего...
Adblock detector